По-русски
Adj logo

Мотивы капитализации

Представьте себе: все бизнесы вокруг вашей фирмы растут, причем конкуренты растут с неприятной быстротой. Предположим, что вы пришли примерно к таким выводам:

  1. Вы видите, что естественный рост - то есть такой, который вы можете финансировать из текущей прибыли - слишком медленный.
  2. Для ускорения роста вашей фирмы хорошо бы приобрести стратегически важный актив! Таким активом может являться дополнительный цех, конкурент или отдельная команда профессионалов, уникальная технологическая линия и пр.
  3. Вы точно знаете, и можете легко объяснить, за счет чего этот новый актив кардинально ускорит рост фирмы, или качественно улучшит прибыльность, или позволит выйти на новые рынки…
  4. Вы изучили возможности привлечения собственных (семейных, приятельских и пр.) средств или получения банковского кредита, и сделали вывод, что эти механизмы либо не позволяют решить проблему целиком, либо навязывают слишком жесткие условия.

Это не тупик! В таком случае есть прямой смысл начинать поиск инвестора. Инвестор, кем бы он ни был, смотрит на ваш бизнес как на живую сумму предпринимателя и созданных им активов. Если предприниматель ясно видит перспективу роста (есть убедительное изложение мотивов для привлечения средств - см.1-4), шансы найти заинтересованного инвестора очень велики! Точные, обоснованные ответы на 1-4 - это сердце хорошего бизнес-плана. Инвестиции делаются прежде всего в людей, которые способны построить и развить бизнес, а уж потом - в оборудование, комнаты, контракты. Специфика состоит в том, что решение о покупке доли в бизнесе будет зависеть от того, каков предприниматель и как он видит будущее своей компании. И может ли он это видение объяснить.

Рассмотрим другую ситуацию:

  1. Ваш бизнес растет со скоростью роста рынка и размер прибыли вас устраивает.
  2. Вы нашли новое, предельно интересное направление бизнеса (или решили вовсе поменять своей жизненный стиль!) и хотите капитализировать свой предыдущий успех.
  3. Существующий бизнес может продолжить развитие и без вас, имеются достойные заместители, они могут справиться без вас.
  4. Бизнес может финансировать свое развитие самостоятельно.

Это значит, что вы хотите выйти из дела, а ваша компания является активом, который вы планируете продать. В большинстве случаев, приобретатель сможет оценивать бизнес как сумму активов, которая остается после вашего ухода. Получается, что в данном случае оценка бизнеса будет формироваться пропорционально сумме материальных и нематериальных активов МИНУС оценка роли предпринимателя. Если ваша роль велика - а иначе и быть не может - то итоговая оценка вряд ли будет высокой.

Даже если цену бизнеса вы попытаетесь обосновать через дисконтированных денежный поток (а значит у вас, как минимум, имеется агрессивный бизнес-план), ваше стремление выйти прежде, чем прогнозы реализуются, может свести к нулю обоснованность самих прогнозов. Предприниматель является гарантом своего бизнес-плана! А его отсутствие приводит к уменьшению оценки до… остаточной стоимости активов.

На эту же ситуацию можно взглянуть через призму управления рисками. Если вы остаетесь в бизнесе и принимаете участие в преодолении рисков, то инвестор, скорее всего, будет обсуждать высокие оценки. Если вы планируете расстаться с бизнесом, то приобретатель вычтет из цены сделки резерв на преодоление будущих рисков - а значит, будет обоснованно уменьшать оценку.

Это не значит, что найти покупателя на свой бизнес, если вы планируете выйти из него - невозможно. Любой бизнес можно продать. Но цена потенциальной сделки может вас сильно разочаровать!

Приведу пример, когда две схожие по роду услуг и по обороту Интернет-компании были оценены и, в итоге, приобретены во время ИТ-лихорадки конца 90-х годов. В одном случае, суммарная оценка бизнеса за трехлетний период инвестиций составила около 6 средне-годовых оборотов с поэтапной выплатой, определенной пропорционально годовому обороту. Создатели этой компании оставались в бизнесе на протяжении всего инвестиционного периода и получили последние платежи только через три года после сделки. Годовой оборот к тому времени вырос почти в 3 раза, размер выплат - соответственно.

В другом случае оценка составила, примерно, 2 годовых оборота за предшествующий год, выплаченных в течение первого года. Команда создателей второй компании быстро вышла из бизнеса и была очень довольна сделкой весь первый год после ее совершения…

Профессиональный инвестор, или приобретатель, имеющий опыт слияний и поглощений, всегда заинтересован, чтобы предприниматель, создавший бизнес, оставался у руля своей компании. Точно так же, он заинтересован, чтобы предприниматель был мотивирован на рост бизнеса, а значит, инвестор всегда будет стараться обусловить выплаты лично владельцам бизнеса какими-либо показателями успеха. Это нормальное явление, мы должны понимать инвестора и его опасения. А предпринимателю лучше заранее принять личное решение: что вам нужно больше - мало денег, но скоро; или много денег, но "в рассрочку". Любое решение - правильное, просто нужно понимать его последствия.

В данном случае мы старались увидеть, как "капитализационные" мотивы предпринимателя влияют на оценку его бизнеса со стороны инвестора или приобретателя. Однако, мотивы инвесторов тоже могут сильно различаться. И это тоже сказывается на возможной цене инвестиционной сделки и может определить ее успех/неуспех! Цена зависит от покупателя? Конечно - да!